Дистанционное обучение
"Советы педагога-психолога"
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
[ст. 2 п. 27 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ ]
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
в условиях детского сада
1.Применение адекватных возможностям и потребностям современных технологий, методов, приемов, форм организации образовательной деятельности (в рамках разработки АОП (АООП):
Нормативно-правовая база образования детей с ОВЗ
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов детского сада в работе с детьми с ОВЗ
Положение об организации образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
2.Организация деятельности специалистов в форме ПМПк для выявления, обследования, разработки индивидуальной образовательной программы:
Положение о Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПк) детского сада
3.Обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитанника педагогом-психологом.
4.Создание развивающей среды, методического обеспечения, информационного обеспечения, применение ИКТ.
Положение о группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (фонетико-фонематическое недоразвитие речи - ФФНр)
Положение о группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (общее недоразвитие речи - ОНР)
5.Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) (профилактические и просветительскиеи мероприятия):
Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях детского сада.
Инновационные подходы к организации и оснащению коррекционных уголков для детей с ОВЗ.
Преодоление агрессии у детей с ОВЗ.
6.Проведение индивидуальной или групповой коррекционной работы педагогом с целью устранения пробелов общего развития воспитанников:
Индивидуальный образовательный маршрут
7.Материально-техническое оснащение (кабинет педагога-психолога, кабинет логопеда, физкультурный зал, музыкальный зал, медицинский кабинет):
Положение о кабинете педагога - психолога
Положение о кабинете учителя - логопеда
8.Создание атмосферы эмоционального комфорта.